Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

алексеев алексис

Энциклопедический словарь

АЛЕКСЕЕВ Алексис - АЛЕКСЕ́ЕВ (Alexeieff) Алексис (05 августа 1901, Казань - 1982), французский режиссер-мультипликатор, художник, изобретатель. По происхождению русский.

Учился во Франции у С. Судейкина (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), работал декоратором в балетах Ж. Питоева (см. ПИТОЕВЫ).

С детских лет увлекался графикой, иллюстировал множество литературных произведений. 202 иллюстрации к роману Бориса Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович) «Доктор Живаго» выполнены им на «игольчатом экране» - уникальном приспособлении, придуманном для съемок мультипликационных фильмов.

«Игольчатый экран» был изобретен в 1931 Алексеевым в содружестве с помощницей Клер Паркер (она стала его женой в 1941). Сам режиссер отмечал, что такой экран позволяет «в полном одиночестве делать фильмы, передающие полутона, дымку и нечеткие переливающиеся формы...».

Первый из таких экранов состоял из 500 тысяч, второй из миллиона иголок, выступавших на 30-50 миллиметров. Весь эффект построен на неровном выдвижении иголок из экранной поверхности: при их разном освещении возникает изображение, напоминающее гравюру, но с практически неограниченными возможностями одушевления.

Алексеев вместе с Клер Паркер сняли с помощью этих экранов истинные шедевры, признанные во всем мире классикой анимационного кино: «Ночь на Лысой горе» (1933) и «Картинки с выставки» (1972) на музыку Мусоргского, «Нос» (1963) по Гоголю, пролог и эпилог к игровому фильму Орсона Уэллса (см. УЭЛЛС Орсон) «Процесс» (1963) по Кафке и другие. В 1950-х годах Алексеев разработал новую технику мультипликации - «тотализацию»: вместо того чтобы фиксировать кадр за кадром неподвижный предмет, они с Клер покадрово запечатлевали двигающийся предмет и источники света, соединенные с помощью сложной системы маятников. Впервые таким методом был снят рекламный фильм «Дым» (1959).

Часть архива Алексеева и копии некоторых произведений дочь художника передала Музею кино в Москве, в 1995 в рамках Московского международного фестиваля была проведена большая выставка, посвященная творчеству этого художника и изобретателя.

Полезные сервисы